понедельник, 4 апреля 2016 г.

И у нас весна! Немного истории :)

Ну что, у всех весна... А я что? И у меня весна )) Уже давненько, правда )) У нас вообще зимы как таковой нет. Поэтому и весну особо не замечаешь... Но в эти выходные я хорошенько прогулялась и весну рассмотрела :) Чем и спешу поделиться.
Но сначала скажу (для тех, кто еще не в курсе), что живу в древнем городе Урфа на юго-востоке Турции. Поэтому весна у меня будет перемежаться с историей. Надеюсь, никто не против ))
В субботу удалось  выбраться без детей. Так что я быстренько везде побегала )) Много фотала )) Сразу сообщаю, что фотографий будет много ))
Начала с исторического центра города. Здесь на одном пятачке (довольно обширном) -- Музей истории, Музей мозаик, пещеры древнего города, 5-звёздочный отель (на месте древних строений), крепость и самое главное -- место паломничества как мусульман, так и христиан -- места, связанные с жизнью пророка Авраама.

Разделительные полосы на проезжей части везде усажены цветами -- тюльпанами, анютиными глазками, позже везде будут розы. 
По левую сторону от пальм -- музеи, по правую - отель, прямо -- пещеры. Но сейчас мы идём не туда )) Пойдём в сторону тех двух высоких пальм, что виднеются вдалеке ))
Самое посещаемое место в городе -- Балыклы Гёль (Balıklı Göl), еще его называют Рыбное озеро, Озеро Авраама. Мы идём туда.
Вот такой парк. Очень красивый. И всегда полно народу ))
Дорожки, скамеечки, мостики, травка... Там так хорошо!
На фото над пальмами видны две высокие колонны -- это крепость на горе. Там есть и подземный город. На саму крепость нужно подниматься высоко. Сегодня туда не пойдём. В следующий раз ))
Мы идём по парку, а слева от нас открывается вид на Озеро Авраама. Видна мечеть Рызвание (Rızvaniye), построена в начале 18 века.
Фотографии ниже сделаны в прошлом году, когда сюда приезжали мои родители. Почему-то сегодня не сделала фото всего озера... На нижней фотографии -- то, что осталось от церкви. Кстати, Урфа, если не ошибаюсь, стала первым христианским городом.
Ну и мой отец :) Очень хотел сфотографироваться с местной красавицей )) Они, к слову, совсем не против )) Мы попросили девушку сфотографироваться. Папа стал рядом с ней, и пока я прицеливалась, как обнял ее, да к себе притянул! )) Муж мой аж побледнел )) Мы стали оглядываться -- одна ли девушка или с мужчиной? Хорошо, что была одна (с подругой или сестрой только), иначе папочка мой был бы вызван на дуэль )))) ну откуда ему знать, что тут так не принято ))
Урфу называют городом пяти пророков, в античные времена она была известна как Эдесса, Урха, Эль-Руха, а согласно турецким мусульманским традициям Урфа — это и есть библейский Ур. Считается, что именно здесь родился пророк Авраам, и именно поэтому в Урфу стекается огромное количество паломников со всего мусульманского мира.
По преданию, Авраам родился во времена жестокого правителя Нимрода (Немрута), приказавшего убить всех детей, родившихся в тот год. Мать родила его в пещере, и он прятался там до десяти лет. Затем Авраам покинул пещеру и пришел в дом своего отца; после этого он начал бороться против Нимрода и идолов в местном храме. Когда Авраам начал разламывать идолов на куски, Нимрод велел схватить его и привести в свой замок на холме и сбросить вниз в костер.  Было приказано развести огромный костёр, принесли много поленьев. Помните, на фото выше я указала на две высокие колонны? По преданию, именно между этими колоннами и привязали Авраама и сбросили вниз, в костёр (по типу рогатки). Однако по приказу Бога «О, огонь, стань для Авраама прохладным и дружественным!» огонь превратился в воду, а раскаленные угли — в рыб. Вокруг возникшего озера появился сад из роз. Поэтому здесь всегда высаживают розы, очень много роз.
Карпы, обитающие в озере, считаются священными, а рыбная ловля здесь запрещена. Тут же находится мечеть святого Авраама и пещера, где он родился. Но об этом чуть позже.
А пока еще погуляем по парку :) 
Каналы заполнены чистейшей водой, там плавают карпы. Их мнооого. Можно их кормить, для этого тут же продают корм.
А вы видели, как растет инжир? 
А вот красота здешней весны :) Таких деревьев очень много. Это багряник. Вживую -- просто нет слов! 
За деревьями видна мечеть Авраама.
Тепло. Котики тоже греются :)
Народу всегда много. Местные жители очень колоритны. Особенно мужчины. Многие носят не обычные брюки, а т.н. шаровары. Т.е. две штанины есть, но между ними еще типа мешка )) Говорят, очень удобно )) Я уже привыкла, но поначалу мне было очень забавно )) А вот и сами мужчины :) Тот, что посередине, очень харизматичен, правда?
Прогулялись по парку. Входим на территорию мечети Авраама. В центре двора -- чаша Авраама (не знаю, как правильно назвать на русском), это копия, вернее, символ. Авраам был очень щедрым, каждого гостя угощал, поэтому и чаша его была большой. В 2009 году здесь была установлена эта чаша.
Позади ограды вход к мечети и пещере.
А перед заветной калиткой давайте остановимся и полюбуемся цветами :)
Мы уже вошли. Сразу нашему взору предстает место для омовения. Фото внизу -- вход к пещере. Фото слева -- проход к мечети. 
Пройдем к мечети. Мечеть относительно новая, построена не более 30 лет назад. На ее месте раньше было еще одно святое озеро: по преданию, дочь Нимрода, Зулейха, тоже была брошена в огонь. Озеро называлось Айн Зулейха (по-арабски Озеро Зулейхи), сейчас это название тоже употребляется для обозначения этого места.
Во время пятничного намаза здесь заполнено всё.
Далее проходим во двор, где находится вход в мечеть и в пещеру. Почему-то именно здесь всегда много голубей. На верхнем фото -- вход в пещеру, в которой, по преданию, родился Авраам.
В этот раз я туда не заходила. Но была там раньше. Поэтому покажу фотографии из пещеры. Два входа в пещеру: отдельно для мужчин и женщин. Обувь, как всегда при входе в мечеть или священное место, снимаем. небольшой коридорчик, узенькая лестница (на одного человека) вниз и мы в пещере. Там можно делать намаз. Можно просто посидеть. Можно потрогать каменные стены. Та часть пещеры, где родился Авраам, отделена стеклом. Только смотреть. В пещере есть источник. Можно пить, набирать в бутылки. Людей всегда много.
Вид на саму мечеть Авраама. Это всё один двор с пещерой. Вход в пещеру -- на левой фотографии слева.
А это местные жительницы. Женщины (не все, конечно) здесь любят, чтоб блестело :)
В этом же дворе расположены могилы мусульманских деятелей.
Везде расположены такие источники с водой. Можно и попить, и руки вымыть.
Розы скоро зацветут :)
У этого мальчика праздник: ему сегодня делали обрезание. Вообще здесь это отмечают с размахом. Бывает, что собирают почти свадьбу, только с одним действующим лицом. Подарки, гости, поздравления. Мальчики очень горды в этот день.
Обычное дело -- женщины с детьми на траве.
Здесь еще и хорошо покушать можно :) Это делают донер. На вертеле может быть мясо или курица. Срезают вон тем огромным ножом тонюсенькие кусочки, кладут их на хлеб (чаще лаваш), можно зелени, помидор, кетчупа, соуса и тп, заворачивают и вручают вам. Вкусно, конечно. Но я не рискую покупать такое где попало )) только у проверенных ))
А тут одна семья нарядилась в местные платья и позирует. Типа султаны )) Я тоже сфотала ))
А сейчас -- на базар )) Кто со мной? ))
Практически везде -- симиты. Угощайтесь ))
Вот так часто продают симиты. Мальчишки (в основном) носят их на голове. Посмотрите, какая осанка ))
А здесь уже все съели )) но еще кое-что осталось ))
Клубника сейчас идёт вовсю. Купила )) Этот дядя постоянно со своей тележки торгует на одном и том же месте, но всегда разным (по сезону). Очень хороший дядя, несмотря на его вроде бы неприветливый вид. На этот раз у него в продаже клубника, свежий миндаль и зеленая алыча (или айва, не знаю). Тут все любят эту зеленятину-кислятину, а у меня от одного вида скулы сводит )) 
А вот это свежий, зелененький миндаль :) Он еще в довольно мягкой оболочке, можно спокойно жевать, посыпав сверху солькой ))
Пробежимся быстренько по базару. Я не фоткала много чего )) Так что только пара фото.
Несколько слов о самом базаре. Это исторический базар. Настоящий. В нём торговали уже 500 лет назад. Стены старые, подремонтированы  только крыша и рекламные щиты ))
Бижутерия. Много. Везде. Хочу сказать, что можно найти и что-то красивое. Бывает, что очень даже.
На фото внизу -- массивные бантики, видите? Тут это просто имитация, а вообще такое украшение -- практически обязательный подарок жениха невесте на свадьбу. Представьте, на сколько он тянет в золотом виде!!! И ведь носят же потом! Но не на улице, конечно, а на свадьбы надевают, например (ну надо же показать, что у меня есть). А вообще, отступаю от темы, свадьба здесь -- показ золота )) женщины вешают на себя всё, что есть )) иногда бывает до ужаса безвкусно )) а иногда неприлично много -- руки от запястья до локтя все в браслетах, да таких, что и кожи между ними не видно. А еще очень модный подарок невесте -- золотой ремень, который тоже весит немало...
Платки, шарфы, палантины... ОООчень много.
На двух нижних фото -- ткани. Здесь особенно много блестящих тканюшек. И не просто блестящих, а просто утканных пайетками. Блестит так, что аж слепит )) Из них шьют платья. К ним полагаются такие же яркие, блестящие ремешки )) на фото еще ниже.
На этом базаре под определённые виды товара отведены улицы. Здесь есть всё. Серьёзно. Даже можно пойти на улицу, где вручную делают медную посуду. Есть и швейные мастерские, и обувные. Улицы специй, чая, кофе. Много всего )
Есть улица и с платками. Здесь хорошо видно, как на базаре изнутри. В этом хане сохранились не только стены, но и крыша.
А также несколько улиц, где только золото. Бриллианты тоже есть ))
Вот это всё золото. То, что белое -- с брюликами )) В основном здесь всё массивное. Но тоже есть очень красивые вещи. А про руки до локтя в золоте -- ну типа как на фото ниже, с браслетами ))
Много посуды. На любой вкус.
Пойдём смотреть специи? ))
Связки сушеных овощей, вернее, только шкурки. Для долмы. Очень удобно, скажу я вам. На нижнем фото -- вяленые помидорки.
А здесь орешки, сухофрукты ну и всякое подобное.
Здесь я беру перец и специи. Всегда огромный выбор и всё свежее. В этот раз купила красный перец, гвоздику, мак, сумак, тархану и махлеб (на фото слева как раз он). Давно махлеб не брала; знаете, сколько стоит? 50 долларов кило ))
Много кофе. Какого хочешь ))
Ну и напоследок -- мой любимый торговец чаем :) Чайджы Мурат :) 
Кто хочет ко мне в гости? :)

33 комментария:

  1. Яяяяяя!!!!! Я тебе уже готова сама шаль привезти, без услуг почты в качестве посредника! ))))) Юля, сколько красивого, интересного и полезного у тебя в одном сообщении, даже котики есть! )) У меня глаза как разбежались по всем снимкам, так я их собрать не могу! ))) Как всё цветёт красиво, сколько ярких красок! У нас цветная только поздняя весна, а сейчас, пока ранняя, она серая и грязная...

    Специи ужас сколько! И названия-то не все знакомы даже. Шкурки сушёных овощей - вообще обалдела я, не думала, что такое бывает. В общем, если я сейчас по каждой фотографии свой отзыв восхищённый оставлю, получится пост, не короче твоего.)))) Поэтому просто восхищаюсь оптом. Спасибо, что делишься такой красотой и необычностью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)) Оля, а может, и правда, ну ее, эту почту? )) Вези шаль лично! Представляешь, как время проведем? :))
      А весна здесь красивая, только очень быстрая. Сразу лето наступает )) Цветы, в принципе, круглый год.
      По специям -- да )) я сама тоже столько не знаю, а бывает, турков спрашиваю, что это или то, они тоже не знают )) но, думаю, любую специю найти можно здесь.
      Шкурки сушеных овощей -- да, класс. И никакой возни )) а в готовом виде долма -- ух :)
      Тут если хорошо походить и посмотреть, еще и не то найдешь ))

      Удалить
    2. Юля, ага, точно надо "встречу на Эльбе" у тебя устроить.))) Каааак соберёмся к тебе всей блоговской географией!)) Каааак нападём на турецкий базар всей шайкой!)))) А потом будем между твоей кухней и балкончиком курсировать, выбирая, где подольше посидеть.)))

      Удалить
    3. ))))) Оля, я представила, как мы нападем на базар )))) мужички там будут просто счастливы )) а мы стока скидок наберем (или наоборот нам цены взвинтят?) ))) а потом еще и покушать вкусного отправимся -- вот уж нас обслужат! ))) какая заманчивая идея :))
      Оля, а чего курсировать между балконом и кухней? )) у меня еще зал большой есть )) как усядемся -- лепота :)) ЖДУ!!!

      Удалить
    4. Я с вами, девы!!!
      Юля, я хочуууу...

      Удалить
    5. Компания всё больше и теплее :)) так-с, лето скоро, собираем чУмаданы))

      Удалить
    6. Ага, я тож к вам))) Согласная прибыть хоть завтра)))

      Удалить
    7. Света, да хоть сегодня :)) итак, место встречи изменить нельзя ))) всех жду!

      Удалить
  2. Ох, сколько всего - глаза разбегаются и слюнки текут)) КРасивый у вас город, это так здорово, когда все вокруг, каждый уголок, дышит историей!
    Базар мегакрутой! Люблю такие места, пропадаю в них сразу же)))
    А шаровары такие и я ношу в Таиланде)) Действительно, очень удобно!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Фата :) Да, историю люблю нежно. Готова облазить все развалины )) А в Урфе история в каждом камне.
      Базары я ох как люблю! Их невозможно не любить )) Шум, сутолока, даже крики - от всего в восторге. Там действительно пропадаешь. А сколько всего нового и интересного можно там увидеть!
      Шаровары )) тут женщины тоже носят похожие, только здесь это больше одежда для дома, на улице женщина в таком не показывается. Я себе хотела прикупить, но муж сказала нинада )) Фата, а вот нескромный вопрос )) муж утверждает, что мужчины в таких шароварах не одевают нижнее бельё, в смысле, трусы )) проверить никак )) вот мне интересно, в Таиланде как? Мужчины одевают такие шаровары?

      Удалить
    2. У нас вообще такие шаровары носят, в основном, туристы. Таек и тайцев в таких видела всего пару раз за 4 года))
      Насчет белья точно не знаю, но в Таиланде по закону нельзя выходить из дома без нижнего белья)) тут с этим строго, поэтому тайские короткие юбки шьют сразу с шортами: если дует ветрок или едешь на байке - под юбкой шорты и все закрыто.

      Удалить
    3. ))))) ну и закон )))) тогда, наверно, под шароварами всегда будет нижнее бельё )) интересно, а как проверяют? и проверяют ли?

      Удалить
  3. Юля, спасибо за прогулку и историю, очень интересно... у нас практически все можно найти, но в мини порциях, а не оптом. И симиты продают и специи, но увы не все. Я считаю что турецкая выпечка у нас самая вкусная, пусть французы не кидают в меня тапочками))), предпочту белый багет покупать у турков, а не французов, а за деревенским из цельнозерновой муки придется идти к французам. А турки всю выпечку делают только из белой муки?
    Блеска на нашем базаре хоть отбавляй, но все имитация золота. А при распродажах золота бутики оккупируются одними арабками. Я же после принятия ислама все золото сняла, долго ходила в серебре... только сейчас опять одела серьги и тонкое обручальное кольцо.
    А все-то началось с фотографии багряника))), спасибо огромное еще раз.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Хадижа, а началось всё с фотографии багряника ))) так что благодаря тебе и появился этот пост :)
      Турецкая выпечка -- это да, как по мне, так тоже лучшая. про муку точно не скажу, но, насколько вижу в магазинах, в основном из белой муки. Редко, но встречаются и изделия из цельнозерновой, ржаной муки. Хотя даже по цвету выпечки не скажешь наверняка, из какой муки ))
      Представляю распродажи золота ))) и арабок тоже представляю )) и деньги у них есть золото скупать )) а у нас здесь распродаж золота не видела... Наверно, не только арабки бы туда побежали, а всё женское население ))) Хадижа, а почему ты золото сняла? Вроде нет запретов на золото...

      Удалить
    2. Нет, но вот видимо есть желание быть проще и больше походить в этом вопросе на француженок, чем на арабок. )))

      Удалить
    3. Хадижа, поддерживаю )) я бы тоже не хотела походить на арабку в золоте ))

      Удалить
  4. Юля, моя ж ты дорогая... Я ещё больше захотела к тебе.... Какой у вас красивый город!Такой, как я люблю... Уже мужа позвала - фотки показала, дочка перед школой зырила, я пятый раз листаю... С ума сойти. И вот - рынок...Какой выбор! И никто не кричит что нельзя специи вот так продавать - только в упаковках...Тоже к чаям... А платков-то сколько...
    Багряник - даже не знала такого дерева...А оно красивущее в цвету, любоваться и любоваться...
    Шаровары классные...И дядечки в них милые такие... И вообще - мне всё нравится. Спасибо тебе огромное за такие классные фотографии и познавательный рассказ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо :))
      А давайте встречу на Эльбе устроим? )) Вон Оля из Астаны едет, ты из Могилёва, а я вас здесь встречать буду :) Кто еще подтянется?
      Город красивый, очень. Не сильно большой, население примерно около миллиона. Но колорита, аутентичности здесь хоть отбавляй.
      Базар -- моя любовь )) Мне не нужны огромные модные торговые центры, меня на базар пустите )) и да, всё продают вот так, как на фото. На земле ничего не стоит, на поддонах. Но всё открыто. Никто не жалуется. Сколько надо, отвесят. Еще и скидку сделают. И пробовать можно сколько угодно )) да и чаю нальют, на стульчик посадят )) А чай я только на развес беру. Крупнолистовой. То, что в коробках, как по мне, мелкий мусор )) Хотя тоже очень ничего бывает, вот например, на фото видно чай в красной упаковке El-Ruha. А кофе на развес -- ооо, там такой запах.
      В платках закопаться можно. Даже если ты будешь разворачивать каждый платочек, никто слова не скажет.
      Шаровары -- да )) особенно эффектно смотрятся со строгим пиджаком ))
      Так что, Галя, жду! :)

      Удалить
    2. А багряник и я не знала )) я ж думала, это гранатовое дерево так цветет )) муж объяснил, что к чему :)

      Удалить
  5. Юля, как красиво. Спасибо огромное. Я так мечтаю съездить в Урфу и сделать омовение в священном озере. Говорят, что, когда территория Урфы была захвачена интервентами во время первой мировой войны, карпы уплыли неизвестно куда. А когда война закончилась - вернулись. Удивительно. И ещё головы и спины этих рыб словно обуглены. Это чудо Аллаха.
    Багрянник у нас тоже растёт и называется геленджик - невестушка.
    Арабов из Урфы много - несколько махале и они очень колоритные. Особенно женщины. Упитанные, блестящие, некоторые с татушками на лице.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо :) Милости просим, приезжайте в Урфу! Мы будем рады :)
      про карпов я тоже такое слышала. А вот спины и головы у рыб вроде нормальные... По крайней мере, такого же цвета. Ну, может, сверху, чуть светлее, полосатее, что ли... Вот приедешь, сама посмотришь :)
      Галя, а что значит омовение в озере?
      А здесь багряник называют erguvan.
      А про арабок с татушками на лице -- точно, наши )) и они, в основном, пожилые, не говорят по-турецки.

      Удалить
    2. Омовение - как перед намазом или чтением Корана. Для улучшения здоровья хочу сделать аль вуду и почитать молитвы.

      Удалить
    3. Галя, я про это и подумала, но уточнить надо было. Может, что другое :)

      Удалить
  6. Юля, я тепреь не то что работать не могу, я теперь дышать не могу! Прочитала пост и впала в кому, хочу в Турцию!!!!!!!!!!!!!!
    Как к вам попасть теперь, после этих запретов?
    Я была в Мармарис и везде, где возят на экскурсии. Турция меня покорила, вот прям хочу, хочу, хочу!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))) Женя, да Турцию нельзя не любить. Это такая позитивная страна, дружелюбный народ. Жалко, конечно, что разногласия возникли... Но наверняка же самолёты к нам летят. Так что добро пожаловать :)
      А экскурсии и я люблю. Уж лучше бегать по развалинам, чем валяться на пляже ))

      Удалить
  7. Ой как мы собирались в Турцию с мужем! Все приличные люди успели съездить,а мы попали на запрет(

    Думала,сакура цветёт)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) не сакура )) багряник, но тоже очень красиво
      А в Турцию приезжайте! Как только разберутся с запретами, так сразу :)

      Удалить
  8. Юлия, о, как красиво!!! Я в Турции не была, а очень хочется. Большое спасибо за рассказ и много фото!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо :) В Турцию приезжайте, не пожалеете!

      Удалить
  9. Вот почему я только сегодня дошла до этого поста, чтобы в кому не впасть, я должна была быть в сознании и в другом месте.
    А так-то я за Эльбу, за встречу. Запреты запретами, а я согласна огородами к вам...
    Это ж надо, вы же в Раю живете!!!! Я должна это увидеть своими глазами. Я хочу это видеть!!!
    Юля, спасибо, что поделилась)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля ))) ага, в Раю. Спорить не буду, здесь хорошо )) А если хочешь увидеть своими глазами Эдем, приезжай! :)
      Только встреча будет не на Эльбе )) тут совсем недалеко Евфрат -- так что все двинем туда )) будет встреча на Евфрате ))

      Удалить
  10. Юля, глаза разбежались Мысли тоже. Ну вот как после такого работать, а?!
    Захватывающе! Красиво! Вкусно!
    Деревья розовые я видела в Турции, всё думала, как же они называются...Багряник. Прям название какое-то русское белорусское)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, глазки, мысли собирай )) работать тоже надо :)) А летом в Турцию :) Отдыхать, любоваться, наслаждаться...
      Розовых дереьев тут много разных. Вот этот багряник цветет ранней весной (да, название интересное, а по-турецки он называется эргувАн - erguvan). В другое время года тоже есть розовые деревья, но уже другие, но тоже красивые ))

      Удалить

Спасибо за Ваши комментарии! :)