пятница, 26 сентября 2014 г.

Долма из перца / Biberli dolma

Совсем недавно призналась, что готовить не люблю. А теперь я к вам с постом про вкусную еду )))

Вчера у нас на ужин была долма из перца.
 
Существует множество вариантов долмы. Я поделюсь с вами своим :))



Итак, вот то, что необходимо для приготовления долмы:
-- 15 штук перца среднего размера
-- 250 г мяса (я долму всегда делаю из мелко порубленных кусочков мяса -- говядины, но можно и фарш)
-- 1 стакан риса
-- около 100 мл раст.масла (я лью оливковое) или 50 г маргарина (или сливочного масла)
-- 2-3 помидорки
-- 1 средняя луковица
-- петрушка (побольше)
-- 1 ст.ложка томатной пасты
-- 2 стакана горячей воды
-- соль
-- чёрный перец
-- красный перец
-- сушеная мята

Перец вымыть, с помощью ножа срезать верхушки (чтоб получились как крышечки), семечки вынуть, перчинки внутри немного посолить.
Рис промыть. С помидоров снять кожицу.
Для начинки смешать порубленный лук, нарезанные помидоры, рис, мясо, половину масла, порубленную петрушку, мяту, чёрный перец, соль.
Ложкой выложить начинку в перцы. Сильно не трaмбуйте, т.к. рис в процессе готовки разбухнет.
Перцы выложить в широкую кастрюлю.
Готовим соус. Оставшееся масло и томатную пасту разогреть на небольшой сковородке. Хорошенько размешать, чтоб получилась однородная масса. Мешать нужно постоянно, иначе пригорит. Когда смесь закипела (закипает быстро), влить горячую воду. Буквально минуту подержать на огне.
Ложкой налить немного соуса в перцы, прямо на начинку -- так будет сочнее и вкуснее ))
Остальное вливаем в кастрюлю. Перцы закрываем крышечками (помните, мы отрезали верхушки?). Закрыть кастрюлю крышкой. Сразу поставить на большой огонь. После закипания огонь поставить на минимум (но так, чтобы кипело). Минут через 30-40 можно проверять на готовность. В этот раз моя долма готовилась около часа. Следите за дном кастрюли -- может подгореть, если соуса получилось немного. Подлейте немного воды в таком случае.

Вот и всё :) 

16 комментариев:

  1. Юлльчик, а мясо-то, мясо забыла в начинку положить))))))
    Вкусные такие фото! А я перец заливаю большим количеством воды, и получается перец с бульоном, ну любят у меня жиденькое))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))))) а можно и без мяса ))) тоже вкусно будет ))) счас исправлю рецептик.
      Я тоже перец залила бы водичкой по самые уши, но тут такое не очень любят. Хотя и так не сухое получается ))

      Удалить
  2. Замечательный рецепт! Беру на заметку!

    ОтветитьУдалить
  3. Юля, спасибо за рецепт! Надо будет попробовать такой вариант перчиков с мясом. Только вот смотрю я на количество мяска и перцев... То ли помидоры объёма начинке добавляют, то ли риса много и он сильно разбухает. Но мне вот мааало кажется 250 граммов!))) Я когда перцы фарширую, беру 400 гр фарша, рис до полуготовности отваренный, и его где-то 3/4 стакана, наверное, и у меня перцев восемь-девять всего заполняется...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, ну не знаю ))) в этот раз у меня было полкило мяса кусочками, я отобрала половину, порезала меленько. Все ингредиенты для начинки смешала, получилось приличненько. Подсчитала, перцев у меня было 13 штук. Вот на это количество ушла вся начинка, осталось немного (думаю, как раз два перчика еще начинила бы), так я ее в свободные места между перчинами положила. Повнимательнее фотки посмотрела, там мяса много видно ))
      Раньше я тоже рис до полуготовности отваривала для подобных блюд. А здесь ни разу не видела, чтоб отваривали до того как. Всегда кладут рис сырой. И получается вкусно )) Единственное, что делает практически каждая хозяйка (может, в этом и есть секрет) -- это тщательное вымешивание такой начинки, вплоть до растирания. В смысле, руками месят, причем не в миске, как мы привыкли, а в металлическом широком подносе (завтра сфоткаю, покажу), захватывают в жменьку начинку и сначала растирают ее в руке, а потом как бы размазывают запястьем по подносу. Часто добавляют воду в начинку, чтоб она не была сухой.
      Рис в долму кладут круглый, а длинный рис -- для плова. Можно вместо риса использовать булгур (тоже очень вкусно). Кстати, плов из булгура отличный :)

      Удалить
    2. Вот, кстати, про растирание начинок и фарша не впервые слышу, когда о восточных кухнях речь идёт! Помню, статью в каком-то журнале читала про армянское блюдо из фарша, называлась она что-то вроде "Мясо, отбитое на камнях... 1000 лет и один день". Там фарш отбивался-растирался о камень несколькими женщинами подряд в течение нескольких часов, пока не получалась полностью однородная масса, которая потом как-то запекалась, что ли...

      Про количество мяса и перцев - слушай, а перчины у тебя какого размера? Может, в них всё дело? Меня прям распёрло приготовить и посчитать точно, сколько чего получится.))

      Я в тефтели в последнее время стала от лени своей класть сырой рис - и тоже прекрасно всё протушивается, подумала - нафига столько лет парилась с предварительным отвариванием? тем паче, что тефтели вообще почти полностью в подливке тушатся...

      Надо попробовать и с булгуром тоже - и долму, и плов. А я раньше, честно говоря, думала, что долма - это только с виноградными листьями, я иногда покупаю на рынке баночку закатанных листьв и делаю долму. Но это,к ак я понимаю, грузинский вариант.

      Удалить
    3. Оля, мои перчины по размеру примерно 7х7 см. У нас тут перчики для долмы (кругленькие) обычно такого размера. Помню, раньше в Беларуси делали перцы, так они были здоровые такие )) а тут нет, миниатюрные ))
      И я в тефтели кладу сырой рис ))) только иногда для малой отвариваю предварительно, если делаю отдельно. Тоже не понимаю, зачем лишние телодвижения ))) а еще про тефтели -- булгур у вас есть? Так вот, Оля, тефтельки изумительные получаются, если вместо риса добавить булгур, но дроблёный (типа крошка булгура, у нас продается). Только в этом случае надо мясу с булгуром дать постоять в холодильнике часок -- булгур чуточку разбухнет, и как-то вкуснее.
      Оля, с виноградными листьями -- не долма. Это сарма )) Долма -- это когда заполняешь чем-то что-либо полое. А сарма -- это, как в случае с виноградными листиками, заворачиваешь в них что-либо. А я разве не выкладывала здесь, как я делала сарму...
      Про растирание начинок и фарша. Тут такое сплошь и рядом. Ты написала про сырое мясо -- мне сразу вспомнилось одно очень популярное местное блюдо )) называется Сырые котлеты )) мясо готовят по тому же принципу, что ты описала. Но теперь ведь технический прогресс )) поэтому мясо (не фарш) в обычный блендер -- и готово )) на надо париться несколько часов с его отбиванием. Потом в мясную массу добавляют красный сушеный перец, лук, дроблёный булгур и что-то еще )) всё это хорооооошенько ручками разминается на металлическом подносе с бортиками (полчаса примерно, а может и больше, смотря у кого сколько сил), получается однородная масса. Ее не подвергают термической обработке, едят так )) На блюдо выкладывают листья салата (иногда пекинской капусты), на них кладут приготовленную мясную массу (от всей массы отрывают рукой жменьку, зажимают легонько в кулаке, чтоб придать форму -- пальцы отпечатались, и готово). Вот так и едят. Я такие котлеты не ем )))) а турки ради них готовы на многое )))

      Удалить
    4. Юля, тогда понятно, если 7х7 см! У нас перцы куда крупнее, потому мои полкила фарша у них улетают со свистом.))

      Про долму - всё-таки это именно в виноградных листьях мясо.))) Вон и в словаре Фасмера, отсылка к которому в Википедии есть (и который дома на полках стоит, но инет же, блин, ближе...) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%B0 Хотя "толма" и "сарма" - это тоже про "начинку в овощах или листьях". Я просто не раз встречала именно в грузинской кухне долму в виноградных листьях - вроде как традиционно это у них.

      А в том армянском мясе, про которое я написала, самый смак был не только в том, чтобы растереть в однородную массу, но в первую очередь в том, чтобы спрессовать эту массу путём долгого отбития в плотный такой колобок, чтобы на нём аж "слеза" выступила. Надо найти, кажись, у меня эти журналы где-то приныканы, самой уже интересно стало, но там точно мясо не сырое было в итоге.)) Там даже такая метафора была, что эти "слёзы" - как слёзы тех женщин, которые должны были долго-долго его отбивать...

      А вот про сырое - ыыыыы... Вот так приедешь в Турцию, слопаешь что-нибудь неизвестное - а оно сырым мясом окажется! О_О!!! Я бы не смогла такое есть...

      Булгур видела сегодня в магазине, на бегу, про крошку - не знаю, может, тоже где-то есть. интересно - а крошку в блендере нельзя получить из цельного булгура? )))

      Удалить
    5. Почитала Википедию )) в принципе, да, долма, сарма -- почти одно и то же. Просто в Турции долмой называют овощи, начинённые чем-то, а сармой -- то, что в листики заворачивают )) вот я и полезла утверждать, что это везде так )))
      Армянское мясо со слезами -- заинтересовала. Это ж сколько его надо отбивать )) руки, наверно, скорее отобьются )) а потом что из этого мясного колобка делают?
      Оля, вэлкам в Турцию! Я тебя котлетками угощу )) не, смотрятся они очень даже ничего, даже не сказала бы по виду, что они из сырого мяса. Не бойся, это съедобно )) Вот не далее, как вчера вечером, разговорилась со знакомой по поводу этих сырых котлет: она в шоке, что я их не ем и не умею делать ))) типа я много потеряла )) К слову, мои дети такие котлеты едят с удовольствием :) А я не могу. Может, оно и вкусно, но сырое мясо меня не воодушевляет ))
      С булгуром попробуй. Увидишь, очень вкусно. А про крошку булгура в блендере не знаю... Мне кажется, он примерно такой как рис, а рис я пробовала когда-то дробить, получалось ))
      А перчики у нас, да, аккуратненькие :)) а в Беларуси летом делали перец, так он с маленькую тыковку )) видишь, какая у меня экономия ))

      Удалить
  4. Я тоже рис вначале слегка отвариваю)) а в соус кладу прджареный лук и морковку.
    Вот видите сколько у нас вариантов одного и того блюда!))))
    А моя мама в пост делает такие перцы без мяса- только рис , зажарка на помидорках, приправы. Тже очень вкусно.
    Юльчик, я каждый раз как баночку с пул- бибер открываю, тебя вспоминаю и говорю спасибо))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже люблю морковку в соусе. Но тут морковка особо не пользуется популярностью в таких блюдах. Как-то раз думала удивить гостей -- добавила морковки, так почти ничего не съели )))
      А вариантов этого блюда - долмы - великое множество, это точно. Без мяса, подтверждаю, ничуть не хуже, чем с мясом.
      О, биберчик ))) без него тут ни одно блюдо не обходится ))) я в рецепте указала, что надо такой бибер, но уже не акцентировала -- где ж его взять-то )))

      Удалить
    2. Ехать в Турцию за бибером!)))))

      Удалить
    3. :))) это точно! Хотя, может, где еще есть такой перчик...

      Удалить
  5. Юля - я на той неделе фаршировала перец. Но как-то не удосужилась выложить в блог. А тут ты))) А еще "... я и кухня - несовместимы!..." Ага))) Вижу)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))) Я не люблю готовить )) но если надо -- сделаю )) хотя и умею немного.

      Удалить

Спасибо за Ваши комментарии! :)