суббота, 14 декабря 2013 г.

Об ответственности и порядочности, или Эксклюзив на заказ -- возможно ли?

Думаю, пришла пора написать и здесь. Как всё начиналось -- здесь
Как всё обстоит сейчас -- здесь
Ситуация неоднозначная. Наверное, все-таки мы с Юлей говорим о разных вещах. Я -- о моральном, она -- о материальном. Я не ищу правых и виноватых, мне это не нужно. Мне просто очень неприятно. Неприятно то, что я доверилась человеку, доверила ему свою Мечту. А человек этот перевёл всё из моральных ценностей в деньги, которые нужно зарабатывать на свои желания.
Спросите, где же моя несчастная вышивка? А вот натянута на станок и стоит так уже не знаю сколько. Периодически подхожу, повышиваю чуток и всё. Не идёт... Хотя и очень хочется.
Я не скрывала имя Юли при упоминании об авторе схемы, я ведь из лучших побуждений -- человек сделал, пусть похвалят. Я даже рассматривала это в некотором роде как рекламу, мне было приятно рассказывать о Юле. Оказала сама себе медвежью услугу...
Договора у нас никакого не было. Всё на словах. Это сейчас все умные -- договор составить, подписать, махать им перед носом... А тогда мы просто договорились об услуге -- создание схемы в единичном экземпляре. Уже позже от Юли стали исходить предложения о продаже. Ну как можно после уговора вилять и придумывать причины, по которым что-то должно меняться? Особенно Юле удалась фраза ''в связи с тем, что возможна вероятность появления желающих вышить эту картину...'' Как уже писали, "разведку боем" провели, картина понравилась и теперь можно внести изменения в условия.

Да я не против того, чтобы кто-то еще вышивал эту картину, я знаю, она многим нравится. И не могу запретить людям делать схемы. Я за то, чтобы был выбор. Может даже, я бы не стала шить по Юлиной схеме, если бы нашла альтернативу. Но на тот момент не то что схемы, но и хороших фото этой картины в инете не было. В общем, с помощью Юли я надеялась обрести свою Мечту. Да, на тот момент для меня было важно вышить работу первой. Кто-то скажет ''бред'', но мне это было действительно важно. Несмотря на то, что здесь на каждом шагу продаются репродукции Дрессировщика и разные сувениры с его изображением. Но мне хотелось некой эксклюзивности, неординарности. Поэтому и заказала схему. Поэтому и оговаривала, что хочу в единственном экземпляре. Прихоть, да, бабский каприз, но Юля согласилась. Ну а с уважением относиться к заказчику -- это просто долг чести любого творца (цитирую Наташу-Калину).
Меня обвиняют в том, что я хочу быть единоличной собственницей не то что схемы, а всей картины. И мне не совсем понятно, о каком авторском праве идет речь. Юля показывает свою осведомленность в юридических вопросах, в частности, международном праве, но несколько некорректно намекать об авторском праве, раз уж сама Юля взялась за работу по картине художника.
Я нигде не говорила, что только у меня может быть такая вышивка. Наш с Юлей уговор был не о том. С моей стороны доверие к Юле было 100%, я ожидала этого же от нее. Не знаю, почему (но, вероятно, была весомая причина -- только предполагаю, что-кто-то знающий дал совет, как можно выгодно продать схему), но Юля решила, что ей нужно схему продавать, о чем мне и сообщила. Ну вот представьте себя на моем месте.Я что, должна была в ладоши хлопать? У нас был уговор. А, как говорится, уговор дороже денег. Авторитет дизайнер зарабатывает, он не сам приходит. А в данном случае что? Плевать на первого заказчика, если впереди маячит другой!
Повторюсь здесь еще разок. Дизайнеры не продают схемы, о которых был уговор. Это как кодекс чести. Как бы не была популярна картина, сколько бы за нее не платили. Дизайнеры показывают скрин, а потом и готовую работу, говоря, да, это моя работа, я горжусь этим. Но она сделана на заказ. Тем самым поднимая свой авторитет и как дизайнера (посмотрите, как я могу!), и как человека (я порядочен и честен). Только в этом случае дизайнер будет успешным.
Мне хочется написать много. Но не буду. Напишу только, что я делаю акцент на порядочности, умении держать слово, ответственности. А совсем не на том, что создаются схемы по этой картине.
Вот только сейчас задалась вопросом: неужели настолько более важно заработать несколько долларов, чем сохранить честь и лицо?...
И последнее. Оправдывается тот, кто виноват.

25 комментариев:

  1. Ой, Юля...Детектива...
    Я не знаю, как выразить свое мнение - сумбур в голове...
    Скажу, что договор письменным надо было делать...
    А авторство - я тут вообще не понимаю ничего.
    Ты не расстраивайся, хотя я и так вижу что ты ооочень расстроена... Я, например, благодаря тебе только узнала эту картину...Этого художника...
    Продолжай вышивать - это же все равно будет твоя картина, ты будешь знать ее историю, расскажешь ее своим детям-внукам... Ну а то, что и других такая будет - будет, но ведь не с такой историей...

    ОтветитьУдалить
  2. Небольшое уточнение - схема, сделанная для Юли, не продается, скрин ее давно удален со всем моих альбомов. Схема, которая выставлена на продажу, сделана по той же картине "Дрессировщик черепах" Османа Хамди Бея. Эта схема тоже была сделана на заказ с разрешением дальнейшей продажи. Юля была предупреждена о создании второго варианта и было договорено, что пока я ее (это было три-четыре года назад) не буду выкладывать на продажу. Схемы отличаются по размеру и по цветовой палитре. Я уже приняла решения как быть в этой ситуации, к вечеру я все свои мысли выложу в своем блоге, там будет и про моральную, и про материальную сторону этого вопроса. Спасибо всем за ваши мнения! Мне как разработчику схем они важны!

    ОтветитьУдалить
  3. Я тоже внесу уточнения. Мне непонятно, как можно после уговора вносить изменения. Мне непонятно, как может человек, называющий себя дизайнером, обещать практически такую же схему другому заказчику. Причем мысли о создании и продаже дизайна у т.н. дизайнера возникли еще в процессе моего индивидуального заказа. Мне непонятно, что означает ''была предупреждена о создании второго варианта''. Был уговор о схеме в единичном экземпляре? Был. Я же обрисовала ситуацию тогда, почему хочу так. А исполнитель заказа пренебрёг и уговором с заказчиком, и некими моральными принципами. Автор схемы давила на меня в то время, расписывая все ''прелести'' авторского права (что делает и в настоящее время); тогда мне непонятно еще и то, по какому праву т.н. дизайнер сам взялся за работу художника. То есть получается, мне нужно изучать международное право, а т.н. дизайнеру закон не писан. Я не претендую на единоличное владение схемой это картины, отнюдь нет. Меня изумляет поведение т.н. дизайнера. Заказчик делает индивидуальный заказ, а исполнитель ''слизывает' идею. В данном случае позаимствована идея, которую т.н. дизайнер направил на собственное благо. Вот поэтому мне, как заказчику некоего эксклюзива, неприятно. Неприятно и гадко. Вот если бы вы захотели сделать заказ на эксклюзив, а получилось бы вот такое, сидели бы и улыбались?

    ОтветитьУдалить
  4. Девочки, есть автор картины который создал шедевр , вы создаете копии, какая разница кто придумал, кто исполнил... эта КОПИЯ произведения. Из-за чего сыр бор не поняла??? Друг-другу нервы треплите... Мое мнение, ситуация похожа, на то как два художника бы рисовали копию с мадонны и спорили об авторском праве и эксклюзивности...
    Юлия, даже если купит кто-то этот дизайн у автора схемы и вышьет его что вы потеряете? Картина будет в другом городе, в другой стране... скорее всего вы никогда не увидите отшив и скорее всего не узнаете о нем (а может вообще схему никто не купит)
    Это всего лишь схема, не более того, разве стоит из-за нее тратить нервы. Вышивайте спокойно и наслаждайтесь мечтой. Я на такой труд не способна точно, да и 99,9999 % других людей. Все эти нервы и время, что вы тратите на спор, можно потратить на вышивку или создание новой схемы!

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. Елена, пока отвечу кратко.
    Если бы исполнитель и второй заказчик договорились все-таки о втором варианте в ТО время (в процессе моего индивидуального заказа), но при этом исполнитель не посылал бы этого заказчика ко мне с вопросами о перепродаже схемы и сам бы не обращался ко мне с этим, если бы ни я и никто другой не узнал бы об этом, а другой вариант схемы только сейчас появился бы в магазине исполнителя, я бы и рта не раскрыла.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, если бы я сделала так, в тайне от тебя вторую схему, я бы в твоих глазах была честной и ответственной?

      Удалить
    2. B этом случае ты бы поступила, как Маркус. А так...

      Удалить
    3. Ты не ответила не мой вопрос, если бы я все сделала тайком, ты бы меня считала честной и ответственной?

      Удалить
    4. Если бы я и другие люди не знали об этом, ты бы, по крайней мере, выглядела честной и ответственной.

      Удалить
    5. Да или нет? без если бы...

      Удалить
  7. Думаю, следует подытожить всё то, что написано и сказано в разных местах об этой неприятной эпопее. Особенно много было обсуждений на форуме. Но, как заметила Юля, туда не все пойдут читать (а надо бы для полноты картины). У Юли в блоге наша ситуация описана с юридической стороны (должен быть договор, в котором прописываются права исполнителя, но почему-то совсем мало упоминаются права заказчика), со многим я там согласна, но вот по непонятной мне причине Юля не говорит об этической стороне наших с ней отношений исполнитель-заказчик. Я здесь не буду изобретать велосипед, просто соберу воедино мнения людей о нашем вопросе. Повторюсь, что не все фразы в этом сообщении принадлежат мне.
    Описывать историю еще раз не буду. Просто сделаю акценты на неприятных и непонятных для меня моментах.
    Я сделала индивидуальный заказ (надеюсь, не надо пояснять, что это такое). Сделала акцент на эксклюзивность. Исполнитель согласился.
    Предоставила много фотографий для получения наилучшего результата. Участвовала в создании схемы (описывала, каким образом). Еще не получив схему, начались письма в личку с просьбами о перепродаже схемы (Юля выставила скрин где-то в инете, правда, с моего согласия), также об этом написала мне и сама Юля (''в связи с тем, что возможна вероятность появления желающих вышить эту картину, думаю, что самым оптимальным будет со временем сделать схему попроще и с другой палитрой''), заявив в письме, что скрин произвел фурор.
    (Помните, писали о разведке боем?)
    Спросите, почему же я согласилась на показ скрина? Да потому, что хотела сделать что-то хорошее для Юли, помочь как создателю схем показать себя, сделать рекламу, в конце концов.
    Я была против того, чтобы делиться схемой.Юля шутливо подначивала меня Ну не будь жадиной. Точно так же, как и многие делают это сейчас. А разве я жадничаю? Почему желание получить эксклюзив (хотя бы на время), кажется жадностью? Разве вы не хотите носить платья, туфли, украшения, которых ни у кого больше нет? очень хорошо про всё это написали, цитирую с форума:
    ''Поставь себя на место заказчика. Вот заказала ты скажем эксклюзивное платье, которое видела на картине прошлого века, нашла дизайнера, вы разрабатывали-творили-делали и вот она выкройка. Ты счастлива, начинаешь шить себе это платье и тут узнаешь что дизайнер решает твою выкройку пустить в производство. Ты ее спрашиваешь как же так, а тебе в ответ, ну это не твоя выкройка, я рукава на 5 см укоротила и на попе бантик пришила. Насколько тебе будет пофиг?
    Дело не в правовых актах, просто по-человечески так не поступают.
    Кстати, а почему бы не разработать схему по другой картине? А с этой дождаться отшива и показывать как эксклюзив.''
    А вот еще пример, с того же форума:
    ''В журналистике, помнится, было такое правило - если журналист писал для какого-то ресурса статью, то он уже не мог её в другом месте предлагать за деньги. Только если другой ресурс у первого запрашивал и со ссылкой на него публиковал. Ну, там частично авторскими правами, а частично - этикой всё регламентировалось. И журналиста, который рассовывал свои материалы по всем местам, до которых дотянулся, как-то понемногу переставали уважать и приглашать...''
    Повторюсь, я была против. Но Юля была настойчива. В конце концов, я написала ей фразу, которую видела у многих дизайнеров: Возможна продажа после отшива. Как оказалось, это стало моей ошибкой (как выяснили общими усилиями на форуме). Эту фразу исполнитель индивидуального заказа использовал по-своему, как видите.
    Небольшое отступление: вам бы понравилось такое поведение исполнителя в процессе вашего заказа?

    ОтветитьУдалить
  8. Подозреваю, что здесь могут начаться высказывания типа Почему только ты можешь вышивать эту работу? Да нигде и никогда я такого не говорила. И не надо делать из меня этакого монстра. Заказ был? Был. Уговор, хоть и устный, был? Был. Так почему же исполнитель нарушает его? То есть получается, исполнитель может всё, а заказчик -- так, сбоку-припёку? Сначала нарушается договоренность, потом начинаются оправдания. Помните, Юля писала, что второй заказчик очень просилан к другим дизайнерам, там отказали, снова пришёл к Юле, снова очень просил, и Юля пытается спасти его от вселенского отчаяния, нарушив договорённости, достигнутые со мной как с первым заказчиком? Или у Юли была какая-то особая ответственность перед вторым заказчиком, которому отказать ну никак невозможно, и не выполнить рекомендации которого (о том, что продавать схему можно) тоже ну никак нельзя? Мне все эти оправдания кажутся немного неадекватными. Для меня непреложную силу имеет принцип "уговор дороже денег". Мне импонируют люди, которые держат свое слово (вне зависимости от договора есть он или нет), честные и порядочные на все 100%, а не с кучей НО...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Опечатка, вернее недопечатка: второй заказчик очень просилан к другим дизайнерам = второй заказчик очень просил, был послан к другим дизайнерам

      Удалить
  9. Напишу также и о самой картине. Про эксклюзив на сюжет -- ну неужели я не понимаю, что это невозможно? Я сделала заказ на эксклюзивную схему, и только. Кстати о том, что эта картина широко распространена и что о ней знают практически все. Многие из вас могут отнести себя к этим ''всем''? Лично я не встречала много людей, которые бы видели эту картину ранее. Даже наоборот, вспоминая комменты и прочитанное-просмотренное в инете, могу сказать, что в русскоязычном пространстве об этой картине знали и говорили почти всегда те, кто побывал в Турции и видел хотя бы репродукции.
    Также видела достаточно обсуждений в инете этой работы, пардон, после того, как я заказала схему и начала вышивать. Не могу утверждать, что именно я подняла интерес к этой картине, да и не собираюсь этого делать, но по всему видно, что схема просто должна иметь успех (помните, Юля писала, что скрин произвел фурор?), а, значит, продаваемость. Почему, скажите мне, другие работы этого художника не находятся под таким ажиотажем? Та же известная картина Продавцы ковров от ГК, да и другие работы. Да потому что они уже сделаны и всегда можно получить схему. А вот Дрессировщика...
    Я абсолютно не претендую ни на какие авторские права. Прекрасно знаю, что это невозможно )) Но мне еще за один момент было обидно. Я специально ездила в музей в Стамбуле (хоть и живу в Турции, но от моего места жительства это 1500км), делала фотографии. И всё это коту под хвост... Я понимаю, что я это делала в первую очередь для себя, но мне неприятно, что вот так плюнули в душу. Не буду повторяться, насколько дорога и любима была для меня эта схема и Мечта вышить эту работу, сколько было предвкушения от начала работы, сколько радости и восторга.
    Меня сейчас упрекают в том, что я ''мешаю разработке и продвижению дизайна'' -- Юлина фраза, кстати. А кто мешал Юле помочь мне в осуществлении мечты, а потом спокойно заняться дизайном? Я совершенно не против того, что кто-то делает схемы по этой картине. Мне и дела до этого нет. Я же не пишу гневные письма каждому, кто взялся за эту схему ))
    На форуме исполнитель заказа дал хороший (по его мнению) совет всем: ''Хочешь суперэксклюзива, сделай схему сама!'' Ну, это не выход. если бы все умели делать схемы, то создатели схем остались бы без работы.
    Возможно, имело место недопонимание. Но, в любом случае, основа, на которой строится любой бизнес (в данном случае -- разработка схем на заказ) -- порядочность. И никто не переубедит меня в обратном.

    ОтветитьУдалить
  10. Вот честно. Полный бред. Создание схемы по картине или написание ее - это копия! И уже не является эксклюзивом. Эксклюзив это сама картина. Пример про платье, не самый удачный. Эксклюзив - если платье создано по стилю того времени, а если сшито по картинке, то это уже придумано до Вас и не является уже эксклюзивом. И повторение картины в любой его форме, будь то схема или рукописная копия не есть эксклюзив.
    Вот Вы говорите, что эта картина произвела фурор, а другие нет. Так это не из-за того, что Вы заказали схему, отнюдь не так. Этот фурор произвел художник и именно его картина, которая оказалась более интересна людям. И присуждать себе его заслуги не стоит.
    Что касается Ваших фото. Как мне известно, схема создавалась не по Вашим фотографиям. Вы профессиональный фотограф? Вы фотографировали с дополнительным освещением, чтобы в дальнейшем это фото можно было использовать для схемы? Нет. А Вы сами попробуйте в программе эти фото обработать, да там была бы куча мусора. Соответственно результат был был ужасным.
    Ваша мечта иметь эту картину. Кто мешает Вам ее вышить? Вышиваете и наслаждайтесь результатом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я и не говорю про фурор, это слова Юли, она так описала реакцию на выложенный ею скрин.
      Я не профессиональный фотограф. Но, уверена, что мои фото все-таки помогли в создании схемы Юлей. Я имею ввиду детали, да и вообще цветопередачу. Юля не даст соврать, сколько мы с ней поменяли цветов в работе. Ну хотя бы в этом мои фото ценны, по крайней мере для меня.
      А что касается обработки фото в программе (я так понимаю, вы ПМ имеете ввиду?), то здесь были свои нюансы. Я бы, честно говоря, не хотела бы обсуждать их прилюдно.
      Да, моя Мечта -- вышить эту работу. Я ее буду вышивать по мере возможности и желания. Но, думаю, вы согласитесь со мной, что Мечта, в первоначальном ее виде, уже утеряна. Спасибо за пожелания!

      Удалить
    2. Юля! Отпустите эту ситуацию. Что произошло, то произошло. Оставьте все переживания в этом году! Желаю воодушевится и вышить свою мечту! С Наступающими праздниками!

      Удалить
    3. Олечка, я уже отпустила :) За пожелания благодарю! И Вас с праздниками! :)

      Удалить
  11. Юля, без обид:) но Вы явно перемудрили:))
    и кстати, я прочла всё и везде, включая форум)) и пока читала, в голове была только одна мысль "и надо же было так заморочиться на пустом месте":))

    индивидуальная схема, сделанная Вам, она только у Вас и только у Вас будет,если Вы того захотите и продолжите, отшив)) у всех остальных - будет иной результат/отшив, ибо схема изначально ИНАЯ))

    все свои обязательства разработчик по отношению к вам выполнил, причем как материальные, так и моральные, на кои Вы не однократно намекали))

    и знаете, вот абсолютно по-чесноку, что больше "напрягает" именно Ваша позиция и именно своей не конструктивностью))

    вообще "дров уже наломали изрядно", присоединяюсь к уже высказанным мнениям, - улыбнитесь, шейте и радуйтесь:)) жизнь слишком коротка, чтобы ее разменивать на споры и дрязги:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо вам за мнение :) вот почему-то вы мне очень симпатичны.
      Знаете, может, и намудрили. Но я все-таки продолжаю считать, что я заморачиваюсь не на пустом месте. У нас не было письменного договора, кто чего должен. Но никто не станет отрицать, что все-таки имела место некоторая непорядочность со стороны исполнителя. А вы не видите, что даже Юля признает, что поступила не совсем порядочно? За всеми громкими выступлениями и фразами это очень хорошо видно.
      Вот интересно мне, как бы вы сами отреагировали в такой ситуации. А чем моя позиция вам не по душе? Тем, что я осталась недовольной поведением исполнителя? Да просто чисто по-человечески так не поступают.
      Про иной результат и иную схему -- полностью с вами согласна. Но только в том, случае, если бы схема была сделана и продана после выполнения моего заказа. А так получилась игра на два фронта. Некрасиво.
      Вы правы в том, что надо жить и радоваться. Я постараюсь :)

      Удалить
  12. Юлечка, я почитала везде вашу историю и тоже думаю, что раз автор схемы нормально для себя желает, чтобы схема ей приносила доход. Я посмотрела ее магазин на итси и скажу, что только эта картина там лучшая из всех ее работ. Все остальное не такое качественное и яркое. А эта картина индивидуальна, поэтому ты в нее влюбилась и захотела вышить. Для тебя это тоже труд безусловно. Но не всегда помнят автора идеи, помнят дизайнера. Поэтому наверное у тебя произошел внутренний конфликт. Отпусти его и не порть себе нервы.
    Иногда этическая сторона и юридическая не идут в одном направлении. Пусть ее покупают и вышивают. Пусть автор будет продигаться в работах вышивальщиц. Пожертвуй этим во имя того, чтобы такая же мечта смогла осуществиться и у других людей.
    А тебе желаю легких ровных крестиков и буду всегда рада наблюдать за твоим процессом.
    Твой муж такой молодец, что поддерживает тебя, этим и питайся в процессе работы над картиной.
    Кстати к слову, я впервые эту картину увидела у знакомого художника дома, он сам ее рисовал. И я так долго ее рассматривала, у нее такая энергетика, что я ее сразу запомнила, что тоже редкость для моего решета в памяти ))
    Поэтому ты когда про нее рассказывала, то я радовалась. отбрось все неприятное и собери силу воли в кулак. Даешь процесс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, спасибо тебе за такие слова :) я тоже влюблена в эту картину и буду ее вышивать во что бы то ни стало.
      А по поводу конфликта -- я начала вышивать небольшую картинку от Дим (показывала в недавнем посте) -- See No Evil. Она мне давно нравилась, а тут и повод нашелся ее вышить. Я вот недавно наткнулась на хороший перевод, если можно так выразиться, для этой картинки:
      НИЧЕГО НЕ ВИЖУ, НИЧЕГО НЕ СЛЫШУ, НИКОМУ НИЧЕГО НЕ СКАЖУ
      В этом мире глупцов, подлецов, торгашей уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей, веки плотно зажмурь - хоть немного подумай о сохранности глаз, языка и ушей.

      Удалить
  13. Точнее не скажешь! Юль, чем старше и мужрее становишься, тем видешь больше говна. Видишь как люди продажны, живи своей семьей и черпай в ней энергию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, семья -- самое главное. Спасибо, Лиля!

      Удалить

Спасибо за Ваши комментарии! :)